5 правил, которые помогут найти самые значимые законопроекты осенней сессии краевого парламента

Информацию о подготовке законопроектов можно получать в местных СМИ, а ещё лучше в специальном разделе на сайте краевого парламента (мы настроили поиск законопроектов за май 2017 года, но можно указать любой период).

Значимость законопроектов легко определяется уже на входе в краевой парламент (Законодательное собрание Пермского края), для этого можно руководствоваться простыми правилами.

Правило №1 
Спешка. Действительно важная инициатива вовсе не должна значиться в плане законотворческой деятельности. Более того, законы, меняющие «правила игры», зачастую, вносятся словно исподтишка. По сути, никакого внятного планирования в этой сфере не существует как на уровне Федерации, так и региона. Если календарь Законодательного собрания ещё содержит ряд из года в год повторяющихся вопросов (о бюджете, о разграничении полномочий с муниципалитетами, о профессиональных наградах и др.), то в администрации губернатора и в правительстве, кажется, нет и этого. В результате депутаты постоянно упрекают правительство в том, что им приходится рассматривать законопроекты в пожарном режиме. Только подготовка бюджета и контроль за его исполнением выделяются на этом фоне размеренностью, но и тут вносимые изменения редко оставляют время «на подумать».

Правило №2 
Регионализация федеральной политики. Если появление регионального законопроекта обусловлено федеральной повесткой, то исполнительная власть может позволить себе чуть ли не ультимативную риторику и зачастую пренебрегает качеством и глубиной проработки вносимых законопроектов, по максимуму загружая работу между чтениями и, справедливости ради, стоит заметить, что тут депутаты вынуждены действительно много работать. Вопрос о снятии таких законопроектов в первом чтении даже не ставится, точнее, такие предложения могут быть озвучены, но до голосования дело не доходит. Так было с законопроектом о реформе местного самоуправления в крае в 2014 году.

Правило №3 
Смотрим на субъекта законодательной инициативы. Особенно, когда парламенту нужно выбирать из нескольких законопроектов. У депутатов почти нет шансов на одобрение собственных инициатив при наличии альтернативного проекта правительства или администрации губернатора, законопроекты последних принимаются всегда. Исполнительная власть последние 15 лет является главным законотворцем. Однако если законопроект вносится фракцией «Единая Россия» или от имени комитета ЗС, то он приравнивается по статусу к инициативам исполнительной власти.
В одиночку внести законотворческое предложение может себе позволить только матерый депутат, а главными аргументами тут являются интересы его избирателей (к подобной риторике часто прибегает депутат Илья Шулькин).
Не стоит забывать и про группы лоббирования. Самый яркий пример последних лет – законопроект о предоставлении налоговых льгот ОАО «Газпром». В разное время его вносили депутаты-промышленники (Виктор Чичелов, Армен Гарслян).
Можно не обращать внимания на законопроекты, вносимые муниципалитетами, как правило, это бюрократические вопросы разграничения имущества территорий или установление границ судебных участков.

Правило №4 
Название передает суть законопроекта, его душу и настроение. По нему же можно понять, хотят ли его скрыть от постороннего взгляда. Большинство законопроектов изменяют или дополняют уже существующие законы. Если название звучит коротко и ясно, то, скорее всего, речь идёт о формировании нового института, таких законов бывает два-три в год, все они «политические» и тесно связаны с федеральной повесткой (например, «Об основах государственно-частного партнерства в Пермском крае»). Если название исключает возможность моментального улавливания смысла и начинается со слов типа: «О внесении изменений в закон Пермского края «О внесении изменений в Закон Пермского края…»», а его инициатором является губернатор или правительство, то стоит ждать подвоха, такие законы могут нести реальную угрозу. Именно в них можно найти положения о секвестровании бюджета, урезании госпрограмм, изменение избирательного законодательства и прочие нежелательные для огласки вещи.

Правило №5 
Поддержка. При рассмотрении важно, поддерживает ли законопроект правительство и профильный комитет, если нет ни того ни другого, проект не примут. Если же в законопроекте присутствует несвязная речь или полная бессмыслица, то его отфильтрует уже в самом начале правовое управление аппарата ЗС.

Posted in новости.