Об общественно полезных услугах и их исполнителях

Вчера, 30 января, Минюст России разместил на Федеральном портале проектов НПА (regulation.gov.ru) проект поправок в 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch..). Поправки очень краткие и содержание их заключается уже в самом названии – «в части наделения органов исполнительной власти субъектов РФ полномочиями по выдаче заключений о соответствии качества оказываемых социально ориентированными НКО общественно полезных услуг установленным критериям».

Но за этой краткой формулировкой кроется целая история, практический смысл которой пока не до конца ясен, по созданию в России новой разновидности НКО – исполнителей общественно полезных услуг.
Кратко этапы этой истории можно представить через появление серии НПА. Сначала были очередные поправки (от 03.07.2016 N 287-ФЗ) в 7-ФЗ, которыми было введено само понятие исполнителя общественно полезных услуг. Потом был Указ Президента РФ (от 8 августа 2016 г. N 398), который определил 20 приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг. Потом было Постановление Правительства РФ (от 27 октября 2016 г. N 1096), которое утвердило Перечень общественно полезных услуг (около 100) внутри 20 направлений и Критерии оценки качества оказания общественно полезных услуг. Потом снова было Постановление Правительства РФ (совсем недавно – от 26 января 2017 г. № 89, — http://government.ru/docs/26252), которое утвердило Правила принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг и Правила ведения реестра некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг.

И вот новые поправки в 7-ФЗ. Зачем? Затем, чтобы НКО со статусом Исполнителя общественно полезных услуг стало много. Предшествующая цепочка НПА определила перечень услуг, которые надо оказывать, что претендовать на этот статус, а также то, как эти претензии превратить в реальность, т.е. получить статус, и как будут учитываться его носители – в форме реестра.

Но созданная система не очень удобна как для НКО, так и для органов власти. Кратко она выглядит так. Некоммерческая организация, которая оказывает услуги из упомянутого перечня и желает получить статус Исполнителя, должна обратиться в один из федеральных органов исполнительной власти (их набор невелик – список в связке с конкретными услугами есть в постановлении № 89) затем чтобы получить от него Заключение о соответствии качества оказываемых социально ориентированной некоммерческой организацией общественно полезных услуг установленным критериям. Это заключение вместе с заявлением на включение в реестр нужно будет направить в Минюст России, и он примет решение.

То есть любая НКО уже сейчас может попытаться воспользоваться этой процедурой, но все будет идти через Москву. А поправки в 7-ФЗ, с которых начался этот пост, дадут право выдавать заключения (о соответствии качества…) региональным органам исполнительной власти. Это явно упростит задачу для всех.

Маленькая добавка про критерии качества, на соответствии которым и будут выдаваться заключения. С ними все не очень просто – в том смысле, что сформулированы они очень обще и оставляют возможность усмотрений в процессе их применения. Всего их пять и кроме 1) соответствия нормативным требованиям уполномоченные органы каким-то образом будут оценивать 2) наличие у лиц, непосредственно задействованных в исполнении общественно полезной услуги, необходимой квалификации; 3) удовлетворённость получателей качеством оказания услуг; 4) открытость и доступность информации о некоммерческой организации – исполнителе общественно полезных услуг; 5) отсутствие такой организации в реестре недобросовестных поставщиков.

Posted in новости.